Дополнение: как заложить мораль в произведение. (1/2)

<i>Как-то Карп Семенович

сорвался с балкона,

а на нём суконные

были панталоны.

Ах! В остережение

дан совет нам оный:

Братья! Без стеснения

скинем панталоны!</i>

— Граф А. К. Толстой.</p>

<i> «Было около шести вечера, солнце клонилось к закату, когда они вновь собрались все вместе, дабы решить судьбу Жюстины. В виду отказа мадам де Лорсанж оставить сей образчик праведности под своей крышей спор шёл о следующем: вышвырнуть бедняжку за ворота или уничтожить её во время очередной оргии. Маркиз, Шабер и шевалье, более, чем пресытившиеся робкой неопытной девушкой, настаивали на последнем; тогда, выслушав мнение всех присутствующих, попросил слова Нуарсей.

— Друзья мои, — так обратился он к весёлому избранному обществу, — в подобных обстоятельствах разумнее всего предоставить Природе самой решить этот вопрос. Вы, наверное, обратили внимание на то, что в небе собирается сильная гроза, так почему бы нам не вверить судьбу этой девицы естественному ходу вещей, иными словами, первичным элементам миропорядка? И если они пощадят её, я, не раздумывая, вступлю на праведный путь.

Это предложение было встречено всеобщим восторгом.

— Мне нравится эта идея, — сказала мадам де Лорсанж, — надо незамедлительно осуществить её.

За окнами сверкали молнии, завывал ветер, темные тучи сталкивались друг с другом словно в адском кипящем котле, на небосвод было страшно смотреть. Как будто сама Природа, устав от своих трудов, собиралась смешать в кучу все первичные элементы с тем, чтобы придать им новые формы. И Жюстине указали на дверь; ей не только не дали ни единого су на дорогу, но даже забрали то последнее, что у неё оставалось. Потрясенная, униженная такой неблагодарностью и неописуемыми мерзостями, которые ей пришлось испытать на прощанье, но в то же время обрадованная тем, что удалось избежать ещё худшего, девушка — любимое дитя скорбей и несчастий, — благодаря в душе Бога, быстрым шагом вышла за ворота замка и пошла по лужайке, ведущей к дороге… Она так и не дошла до нее: в небесах раздался страшный грохот, полнеба осветилось яркой вспышкой, и несчастная упала, пораженная молнией, которая пронзила её насквозь.

— Она мертва! — закричали злодеи, захлопали в ладоши и поспешили к тому месту, где на земле лежала Жюстина. — Скорее, сударыня, пойдёмте скорее посмотрим дело рук небесных, полюбуемся на то, как высшие силы вознаграждают добронравие и благочестие. А ведь нам постоянно твердят: возлюбите добродетель! Смотрите же, какая судьба уготована её преданнейшим служителям!»</i>

— Маркиз де Сад, «Жюльетта, или успехи порока»</p>

В прошлой части я рассмотрел современную тему политкорректности, полагаю, продолжая столь важные для нашей нравственности темы этики и морали, стоит посвятить сие дополнение вопросу басни как таковой, когда авторы не желают писать безыдейную графомань, да и пускаются в поучения и наставления — чтобы у них был «добрым молодцам урок». Потому имеет смысл перечислить список логических ошибок и наиболее идиотских басен/моралей. Степень идиотизма и адекватности, пользы и вреда, я буду измерять со своей колокольни, и свои взгляды о добром и вечном я уже излагал ранее.

Прежде скажем, не всякая ситуация должна пониматься как басня, некоторые басни автором закладываются, некоторые выходят сами, даже против желания автора. Здесь речь пойдёт прежде всего о запланированных баснях.

Плохие, неудачные и сомнительные басни бывают следующими:

• Капитанские басни — когда поучают чему-то банальному и топорно-назидательным образом и пихают в лицо. Сами по себе такие басни являются хорошими, но плох способ их донесения. Например — многие потому взъелись на «чернокожую Гермиону», знаем мы, расизм — это плохо, и неграм нужны равные возможности с белыми, но почему это пихают в глаза столь прямым образом, что поставили на роль белого персонажа чернокожую актрису?

• Басни без связи — автор пытается подать басню о том, что что-то — это хорошо или плохо, но положительные или негативные последствия соответственно, наступившие из-за действий персонажей либо не имеют никакой связи с этими самыми действиями, либо имеют очень опосредованную связь, либо имеют связь, невозможную в реальной жизни. Это наиболее общий случай плохой басни, где на правах примеров могут выступать идущие ниже случаи фантастических басен, которые подаются с помощью информхимер, подгонки сеттинга под басню и т.д. Пример с полным отсутствием связи — см. эпиграф Толстого — совершенно не ясно, что плохого сделали панталоны. Случай с опосредованной связью выглядит где-то так: «нам говорят — мойте руки, но вот водопровод отравили, и единственным, кто не отравился, был вон тот грязнуля; мораль: мыть руки — плохо!» — тут логика построена на том, что непредвиденная роковая случайность, которая может произойти вообще всегда и везде даже при самых высоких мерах предосторожности с ничтожной долей вероятности (вы можете подавиться, поскользнуться в любой момент и сломать шею, на голову может упасть кирпич/самолёт/метеор и т.д.), выдаётся как аргумент, однако по опыту мы знаем, что в норме вода в водопроводе чистая, и мы знаем, что вероятность иметь проблемы из-за не вымытых рук несравненно больше, чем вероятность отравиться той водой. Пример со связью невозможной в реальной жизни — это, опять же, вариант фантастических басен, о которых в целом речь пойдёт ниже, — это почти все фильмы «Тоху» про Кайдзю, которые состоят из этого чуть меньше, чем полностью: ядерное оружие — это плохо: из-за него чудом доживший до наших дней динозавр мутирует в гигантского, чудовищного, неуязвимого и огнедышащего Годзиллу, который будет тиранить японский народ, а если вы не будете беречь природу — на вас нападёт Батра/Мотра/Король Гидора/ещё какая-нибудь срань; а уж вырвиглазные трёхмерные аниме-фильмы про похождения легендарного ящера доводят эту мысль до апогея: духовность, дети, — это хорошо и к природе нельзя относиться потребительски, иначе разозлённый на это пантеистический бог создаст Годзиллу, который «выбьет из тебя всё твоё дерьмо», уничтожит всю человеческую цивилизацию, да, духовность — это хорошо, блядь… Целуй жопу Хэнка!

• Фантастические басни — актуальны лишь в мире с фантастическими элементами. Примеры про Годзиллу, Мотру и истеричного пантеистического бога, которые призывают любить духовность, были выше. Стоит заметить, что некоторые фантастические элементы могут служить аллегорией на что-то реальное или же само их наличие в ситуации не влияет на сохранность смысла, об этом я поговорю подробно в конце.

• Басни для утешения — если чего-то трудно или невозможно добиться, например, бессмертия, богатства, власти, секса с красивым половым партнёром и т.д., то на самом деле это не приносит счастья. Хороший пример, показывающий нелепость такого подхода — Лиса хотела съесть виноград, но когда не вышло, она решила, что тот зелёный. Это очевидная подстава — в случае если речь идёт о чём-то, чего добиться невозможно в реальности — это фантастическая басня, если же добиться этого можно, но сложно (власти, романа с красивой девушкой/красивым парнем), то проблема в тебе или в неудачных обстоятельствах, которые могут постигнуть всякого и всегда, а не в «винограде».

• Откровенно вредные басни — встречаются у необдумавших идею авторов, в серьёзном виде у всяких сверхценников — например, запрет противиться злу в любом виде.

• Зло — это круто — автор описывает похождения злодея, и особо заостряя внимание на ништяках, а не на отвратительности последствий злодейства. Обычно это имеет форму романтизации зла и неправедного насилия. Например — в этом критики обвиняли отечественную франшизу «Брат». Хороший пример — произведения Маркиза де Сада, где злодеи и умны, и эффективны, подчас гиперболизировано — но и злодеяниях их столь же гиперболизировано омерзительны, они максимально в упор описаны как абсолютные чудовища, которые истребляют друг друга при практически любой выгоде, — чтобы показать, каким ты станешь, дорогой читатель, если пойдёшь наживать счастье таким путём.

• В обществах, пострадавших из-за разгула беспредела или неправедного тоталитарного порядка, соответственно, могут начать восхвалять тоталитарный порядок, без разницы какой, и беспредел, так желание порядка и свободы приведёт к деструктивным для всеобщего комфорта противоположным крайностям.

• Лицемерные басни — когда автор говорит одно, а получается иное. Обычно происходит случайно. Например, в фильме «Посылка» некие высшие силы, то ли боги, то ли инопланетяне, испытывают людей: создают им в жизни проблемы, потом предлагают деньги, необходимые для решения сих проблем, в обмен на убийство незнакомого им человека при гарантии безнаказанности и если большинство людей выберет убить, то они уничтожат человечество. В случае неправильного выбора божества-ксеносы мстят в т.ч. вашим близким, даже если они не виноваты. По логике авторов, я так полагаю, они хотели сказать, что добро (в том числе отказ от убийства незнакомого тебе человека ради выгоды) — это хорошо, однако мораль выходит другая — если у тебя есть сила, ты можешь делать всё, что угодно, и при этом думать со спокойной душой, что ты хороший (такую же мораль я вынес из чтения Библии, к слову), т.к. эти божества/инопланетяне ещё хуже людей и выходят победителями. И да, у меня возникает желание прибить инопланетных/божественных ублюдков, что в этом фильме, что в Библии — по их морали убийство это плохо, тогда почему они позволяют себе (даже потенциально) убить всех людей, как виновных, так и не виновных? Это называется синдром Яхве, когда персонаж, нарекший самого себя судьёй, сам творит зло такое же, но большее и свято полагает себя правым, потому что он так сам про себя думает.

• Басни, не соответствующие ситуации — вы захотели донести басню, показали ситуацию, где басня вроде бы срабатывает, но оказывается, что если подумать, то нет. Обычно они возникают тогда, когда история успевает закончиться до того, когда по логике вещей настанут определённые последствия, делающие басню недействительной. Например, в «Конце Евангелиона» протагонист Синдзи в результате Третьего Удара — чудовищной катастрофы, которая уничтожает биосферу планеты и делает невозможным дальнейшую жизнь на ней в прежнем виде, — получает выбор: либо растворить себя и души всех людей в океане разумного киселя (аллегория на самоубийство), либо найти силы жить дальше. С девизом «даже ад может стать раем, если будет воля к жизни», Синдзи решает жить дальше в форме человека на выжженной планете… Где он скоро погибнет, потому что условия для жизни были уничтожены. И ещё у него повреждена психика. Как полубезумный мальчик будет выживать в условиях регулярных стихийных бедствий под разрушенным озоновым слоем и при отсутствии источников пополнения кислорода, когда мертва вся растительность? Потому что автор аниме не подумал об этом.

Конкретные частые примеры плохих и/или сомнительных басен:

• Наука — это плохо. Фантастические басни прилагаются.