Дополнение: как описывать вампиров и оборотней. (1/2)

«Жасмин8» предложила эту тему для рассмотрения, потому почему бы и нет — мысли у меня созрели. Главная проблема вампиров и оборотней — как у попаданцев: в заежженности темы и в клишированности, потому крайне желателен свежий взгляд, дабы ваш читатель не восклицал: «шо, опять они?!» [1] Образ вампиров и оборотней прошёл в культуре трансформацию от мерзких монстров до гламурных красавчиков, представлены они были много как — основополагающими неотъемлемыми характеристиками вампиров и оборотней остаются соответственно поглощение крови и превращение. Также вампиры и оборотни тесно связаны с ночной тематикой, много где образ этот перекликается, например, вампирам часто приписывают различные свойства оборотней, в частности связь с Луной и превращение. Наконец, оба вида монстров часто могут превращать людей в себе подобных.

Изначально вампирами в Европе называли восстающих из мёртвых покойников, которые идут пить кровь живых. Мотив этот встречается у многих народов — и понятно: так как человек умирает даже без значительных с виду повреждений, если из него вытечет большая часть крови, потому люди с древности отождествили кровь с самой жизнью как с некой самостоятельной сущностью — иногда — душой, потому, логично, что уже мёртвые существа, жаждущие обрести жизнь, должны жизнь потреблять из тех, кто живёт.

Что же касается оборотней, то мотив существ, превращающихся во что-либо, очень распространён. Образ современного оборотня корнями уходит в легендарных колдунов, способных превращаться в животных и, возможно, он связан с вампирами, каковым тоже приписывали способность превращаться в псовых.

В первую очередь, говоря о них, стоит сказать, что бывают наши сегодняшние нечистые двух вариантов по образу — люди и монстры. В первом случае вампиры и оборотни представлены как просто люди со сверхсилами с человеческой психологией (это не значит, что они не будут кровожадными, ваш Кэп), во втором — как мерзкие и нечеловеческие твари, силы тьмы. Облик и природа способностей соответствует двум образам: во втором случае оборотни или вампиры будут больше времени выглядеть мерзко и чудовищно, что даже импонирует в современности на фоне гламурных образов. В некоторых случаях они могут сочетаться в рамках одного произведения — например, Виктория Серас фактически чистый человек с суперсилами, и большинство местных вампиров в общем-то говоря тоже — просто они злые потому, что нацисты. Это уже чисто человеческое зло, за монстров там в «Хеллсинге» могут сойти только упыри, Алукард, ну и Инкогнито из ТВ-фанфика.

Вампиров, как и зомби, можно разделить на нежить, то есть биологически мёртвых существ, которые существуют благодаря некой паранормальной силе, и на биологически живых существ, возможно вообще лишённых чего-либо паранормального. У первых вампиров часто не работают внутренние органы за ненадобностью — впрочем, они при этом часто изображаются как уязвимые к попаданию в голову и в сердце, хотя это часто надо сделать с помощью оружия, оказывающего дополнительный паранормальный эффект (осиновый кол, потому что осина обладает некой паранормальный силой против вампиров, и т.д.). Я не разу не видел, чтобы оборотней изображали как нежить, они почти всегда биологически живые, другое дело, что они практически всегда имеют паранормальную природу, позволяющую им перекидываться.

Вампиры и оборотни часто связаны с образом животных: общее животное для них — это волк. Вампиры не всегда, но часто описаны как способные принять облик псовых, обычно чёрной собаки. У оборотней в европейской части мира волк — это стандарт, иногда как экзотика могут вспомнить ацтекских воинов-ягуаров и показать оборотней-американцев, которые могут обратиться в них. Но классика — это волк, таких называют вервольфами. У вампиров в качестве такой классики выступает кровососущая летучая мышь, но могут быть и другие животные, пьющие кровь — это пиявки и москиты (например, вампир Москито из аниме/манги «Пожиратель душ» — пьёт кровь с помощью острого носа и превращается в комароподобного монстра). Также — в чём вампиры и оборотни отличаются по части трансформации — вампиры могут разделять своё тело и превратить его в несколько животных или похожих на них монстров, например, в стаю летучих мышей. Оборотни обычно так не могут.

Другая особенность, связанная с превращением — вампиры могут трансформироваться вместе с одеждой и окружающими материальными предметами, оказывая на них влияние, в свою очередь оборотни могут превращать лишь своё тело и потому одежда у них традиционно рвётся. Также у вампиров зачастую куда более широкий спектр способностей в принципе — они и в туман могут превратиться, и колдовать умеют, а у оборотней только физическая сила, впрочем, как компенсация — их когти и зубы обладают паранормальной способностью наносить урон вампирам.

Что касается способов размножения, то оно делится на половое и на обращение. Особенности всего этого очень индивидуальны по части сеттинга.

На что конкретно надобно обращать внимание при описании вампиров и оборотней:

• Куда девается и откуда берётся масса при превращении?

• Какова их физиология? Что нужно повредить для их убийства и почему? Например, я видел странные вещи — в «Багровом недуге» вампир в упор игнорирует выстрел в грудь и никак не боится человека с пистолетом, но потом оказывается, вампира можно оглушить бейсбольной битой по голове, то есть очевидно, они всё ещё зависят от центральной нервной системы — потому если в голову попасть из пистолета, то им точно будет хуже (кроме того, мозг живёт благодаря крови, ради которой необходимо функционирование кровеносной системы, хотя местные вампиры имеют паранормальную природу, потому мозг скорее всего лишь служит контейнером для личности, а его жизнедеятельность поддерживается магией).

• Учтите список их слабостей, о реалистичных слабостях и о глупых мы ещё поговорим.

• Как они размножаются? Если они очень легко могут превращать людей в себе подобных, то почему они ещё не заполнили планету?

Теперь отдельно про вампиров.

Определившись с тем, нежить или нет, я больше люблю второй вариант — ибо читать про секс с живыми трупами мне отвратительно (да, есть вещи, которые мне отвратительны), возьмём некоторые наиболее важные пункты:

• Где находится личность вампира? Если он разделится на несколько существ — станет роем летучих мышей или туманом — где будет находиться его личность и как он будет себя осознавать? У людей личность находится в мозге, вернее функции мозга эту личность создают, прямо как функции компьютера — программу, потому изменения мозга сказываются на сознании. Возможно сознание вампира связано с метафизической душой или чем-то в этом роде, это вполне ожидаемо для паранормального вампира.

• Как вампир влияет на материю? Например, как я говорил, они часто умеют превращаться вместе с одеждой, то есть вампир перестраивает чуть ли не мгновенно материю на молекулярном уровне, вопрос, если вампир может превратить свою одежду в крылья летучей мыши, то что ему мешает с помощью этой магии, например, напрямую расщепить героя на молекулы, вместо менее эффектных способов ведения боя типа швыряния об стенку или вонзания клыков? Или, если герой завещан всякими крестами, которые блокируют вампирскую магию, то что мешает вампиру превратить воздух над головой героя в какой-нибудь валун? Впрочем, часто это может объясняться тем, что у вампира особая одежда — либо магическая для совершения трансформации (как костюмы гомункулов из «Стального алхимика»), либо часть его тела (нечто похожее есть у Алукарда, который подобно Алексу Мерсеру способен из собственной чёрной вампирской массы создать различные предметы, снаряжение и т.д.).

Короче, если будете наделять вампира такими способностями, подумайте, как они могут работать со всеми логическими следствиями из этого. И, да, если вампир после смерти распадается в труху, то почему вместе с ним распадается одежда? Особенно это выглядит глупо, когда действует выборочно, в «Хеллсинге», например, вампир-священник рассыпался весь, а остальные вампиры потом оставляли от себя одежду (обоснуй: этот вампир создал себе одежду священника из вампирской массы, как Алукард, и таким образом имитирует крест, чтобы избегать урона от святых символов, другое дело — подобная абилка рядовому вампиру недоступна).

• Для чего вампир пьёт кровь и сколько ему надо? Какая именно кровь ему нужна? Надо ли ему обязательно убивать человека? Очень часто кровь описывается как единственное, что даёт вампиру возможность регенерации, силу, живучесть и т.д. Я должен заметить, что кровь не содержит достаточного количества материи для восстановления существенных повреждений тела типа утраты конечностей, потому по-хорошему вампиру необходимо есть говядину пачками для регенерации рук и всего прочего.

• Каким именно образом они пьют кровь? Традиционно это делается с помощью увеличенных клыков и через укус в шею. Существует и экзотика — вампир Морбиус из «Человека-паука» пьёт кровь через пиявкоподобные рты на ладонях; у меня была идея писать историю, где вампиры пили бы кровь с помощью выращиваемых из тела трубок.

• Как вампирическая природа влияет на личность? Особенно это касается тех, кого превратили. Тут есть три варианта — никак не влияет («Хеллсинг», если это не упыри), создаёт дополнительные черты типа повышения агрессивности, похотливости и т.д., но в целом личность прежняя, хотя характер отчасти меняется («Некроскоп»), полная трансформация прежней личности в нечто злобное, фактически не имеющее отношение к изначальному человеку («От заката до рассвета»).

• Что у них с сексуальностью. Помню, читал один слэш/яой-комикс, где вампир на вопрос, а надо ли ему за компанию с любовником-человеком пользоваться резинками, жмёт плечами и говорит что-то типа «ну не знаю, я типа как мёртвый» — что вызывает вопросы, помимо неприятной дрожи, а каким образом кровь наполняет пенис? Если вампир передвигается только благодаря магии и все привычные органы атрофировались, так как не надо больше поддерживать жизнедеятельностью мозга, то почему происходит эрекция? Тоже магия? Конечно, возможно, конкретно этот вампир — невежда и не разбирается в физиологии своего вида. Потому лучше всё же делать их живыми. Вампиров часто изображают как очень похотливых существ. Обычно без специфики. Вот я читал западный комикс «Багровый <s>кукан </s> недуг», где из вампиров нам показывают в основном мужчин с мужским характером, которые не интересуются человеческими самками — ибо они не извращенцы, чтобы ебать еду и слишком самодостаточны, чтобы зашквариться бабьими безднами, широкими до неприличия и не позволяющими получить кайф настоящему мужику, и отдают предпочтение любви Платона [2].

В фильме «Ван Хельсинг», который заставляет Брема Стокера в гробу ворочаться (местный хрен знает во что превратившийся Хельсинг — это скорее Соломон Кейн из произведений Роберта Говарда), Дракула половым путём брюхатит своих жён-вампирш, и его дети рождаются в коконах мёртвыми монстрами, потому их надо оживлять дополнительно с помощью электричества… Э, не спрашивайте.

• Касательно обращения в вампира — традиционно обращённый слабее вампира, который его обратил и часто выполняет функцию зомби-слуги, но необязательно. Иногда между обратителем и обращённым существует мистическая связь, в результате которой смерть обратителя убивает обращённого (всякие там альфа-вампиры и ко), в совсем детских произведениях смерть вампира-обратителя возвращает обращённых обратно в человеческое состояние. Иногда есть разнообразные условия обращения, которые вызывают чисто юридические вопросы — об этом я ещё поговорю — например, в «Хеллсинге» обратить можно человека в полноценного вампира только если он — девственник. Это заставляет думать в духе мудрецов Талмуда, что есть потеря девственности, а что нет? Очевидно, введение мужчиной члена во влагалище женщины с последующим извержением считается потерей девственности для обоих. А вариации? Введение члена в анус считается потерей девственности для женщины? В рот? Пассивный гомосексуалист, который занимается сексом только с помощью введения себе в анус чужого члена — считается девственником? А если мужчина практикует только оральный секс? Прерванный половой акт считается потерей девственности? Мастурбация — это потеря девственности? Очевидно — нет, так как любой мужчина со здоровыми гениталиями должен успеть ко моменту окончательного полового созревания извергнуться хотя бы раз во время ночной поллюции, в чём разница между поллюцией и мастурбацией? Если её нет, то тогда считается ли извержение спермы куда-нибудь, кроме влагалища, потерей девственности? Во время иудейского обряда обрезания раввин ртом касается пениса младенца и отсасывает отрезанную крайнюю плоть — такой религиозный акт считается за потерю младенцем девственности? Короче, мой вам совет по части вампиров и не только — не надо придумывать дурацких магических правил в духе «с потерей какого по счёту волоска волосатый становится лысым, если их выщипывать по-одному?».

• И раз уж мы затронули эту тему, я лаконично продолжу её вопросом слабостей вампиров. Это в первую очередь — свет, под которым чаще всего разумеется ультрафиолет. При этом свет Луны — это тоже отражённый свет Солнца. Вопрос, сколько ультрафиолета требуется? Часто вампирам может навредить только прямой свет и если они стоят в тени или в пасмурную погоду, то им ничего. Обычно свет заставляет тело вампира получать ожоги или даже гореть.

Если со светом всё понятно, то дальше возникает сплошная морока — это религиозные атрибуты. Серебро, осина на самом деле относятся в эту категорию, так как их паранормальные способности народная молва обосновывает в связи с ритуальной смертью христианского бога Иисуса — он был продан Иудой за серебреники, и после Иуда повесился на осине. Отсюда вопрос — как это всё работает там, где нет христианского бога? Данные слабости традиционно исходят из той парадигмы, что существует бог Яхве (и его сын и/или аватар Иисус) и созданный им ангел-предатель Сатана/Люцифер/Дьявол, который своей магией создаёт вампиров, оборотней и ко, а христианский бог своей магией наполняет различных предметы для противодействия магии Сатаны и его порождений. Но даже если это так — то возникает вопрос, почему, например, вампиры могут сопротивляться крестам, осине и ко? Я много где видел ситуацию, когда вампир разрушает кресты и так далее, что выглядит бредово, если учесть что сам Яхве стоит за силой крестов, колов и ко — он бог крайне мнительный, потому странно, что позволяет каким-то вампирам пересиливать свою магию. Конечно, возможно, Яхве не хочет сразу убивать вампиров и ко, как известно больше всего он любит выбивать из людишек поклонение в своей адрес, потому может использовать вампиров и монстров для терроризма людей, чтобы те взывали к нему за помощью (в Библии он так иногда делал, лично посылая ангелов и демонов издеваться над людишками, чтобы те его восхваляли).

Кроме того, касательно религии, возникают новые вопросы — какой именно крест нужен? Православный или католический? Подойдёт ли столб свидетелей Иеговы, которые верят, что Иисуса распяли на столбе, а не на кресте? Если вампиры уязвимы к святой воде, то какой священник должен её освящать? Теоретически священник может освятить целое озеро или воду в организме человека, сделав их ядовитыми для вампира. Более того, некоторые христиане верят, что во время одного из их праздников вся вода во Вселенной становится на какое-то время святой.